Ремонт фундаментов опор ВЛ имеет принципиальное отличие от ремонта фундаментов других объектов (зданий и сооружений). Например, тем, что опоры ВЛ распределены в пространстве на сотни километров, чаще по труднопроходимой и ненаселённой местности. К месту ремонта на ВЛ отсутствует централизованный подвод воды и электроэнергии или затруднён подвоз готовых бетонных смесей. Обустраивать инфраструктуру возле каждой опоры для проведения ремонта фундаментов – дорогое удовольствие. Именно поэтому до настоящего времени к ремонту фундаментов опор ВЛ применяются те же методы и материалы, что и на других сосредоточенных объектах. Часто простая стратегия «намазать и покрасить» используется для недолговечного косметического ремонта, что, соответственно, не позволяет решить и саму проблему обеспечения гарантированного срока службы опор ВЛ. В наше время это привело к обострению проблемы и участившимся авариям, которые уже перестают быть случайными. Поскольку ясно, что процессы старения материалов и коррозии металла носят необратимый характер, а пренебрежение ими или не учёт при проектировании, строительстве или эксплуатации являются потенциальным источником аварийных ситуаций в электроснабжении потребителей.
Особенностью магистральных ВЛ МЭС Сибири является то, что строились они массово в период 1960 – 1980 годов и сейчас они находятся на рубеже окончания предписанного им срока службы (40-50 лет). До 1980 года норма амортизационных отчислений по ВЛ была 2% в год. Условия эксплуатации строительных конструкций более суровые, чем в европейской части России. Однако исходная проектная прочность бетона фундаментов промежуточных опор была заложена на уровне марки 200, как и для Европейской части России. Недостаточная исходная прочность бетона проявилась в том, что фундаменты промежуточных опор разрушаются быстрее, нежели фундаменты анкерных опор, где согласно старым нормам проектирования предусматривался бетон марки 300. В настоящее время технической политикой ФСК и нормами проектирования ВЛ предусматривается применение на всех опорах бетона класса не ниже В 30.
Кроме необоснованного распространения норм проектирования фундаментов опор ВЛ, созданных для европейской территории России, на Сибирский регион, не были научно обоснованы и нормы обслуживания фундаментов в эксплуатации. Большинство действующих в настоящее время норм и нормативов по оценке состояния фундаментов относятся к новым конструкциям, поступающим под монтаж с заводов изготовителей. Эти нормативы были нужны для отбраковки дефектных конструкций на стадии строительства ВЛ. Диагностика фундаментов опор ВЛ, прослуживших более 30 лет, существенно отличается от диагностики новых конструкций., так как отсутствует доступ ко всем частям фундамента, а его поверхность или арматура могут быть сильно разрушены. Кроме того, в условиях эксплуатации уже сложнее заменить дефектный фундамент, чаще его проще отремонтировать.
Метод ремонта фундаментов |
Традиционный опалубочный |
Инновационный протекторный |
Стоимость ремонта одногo фундамента |
11 193 руб. |
42 723 руб. |
Срок службы |
2-3 года |
30-50 лет |
Удельная стоимость ремонта |
3 731 руб. |
855 руб. |
Предлагаемый ООО "Сибэнергодиагностика" новый способ ремонта железобетонных конструкций ЭУ, получивший название «протекторный», основан на знании механизмов разрушения бетона, а также наиболее вероятных зон расположения этих разрушений у железобетонной конструкции.
Сущность метода сводится к созданию вокруг дефектной конструкции многофункциональной герметичной защитной оболочки. Эта оболочка позволяет не только усилить несущую способность ремонтируемого фундамента и защитить его от дальнейшего разрушения под воздействием грунтово-климатических условий, но и улучшить заземление опоры, защитить конструкцию от случайных механических повреждений техническими средствами (особенно на сельскохозяйственных полях) и даже предотвратить обрастание фундаментов деревьями. Для разрушенных железобетонных стоек УСО, на которых обычно располагается оборуд-е ПС, такой вид ремонта, кроме всего прочего, способствует существенному улучшению уровня электробезопасности на территории ПС за счет снижения напряжения прикосновения у рабочих мест. Внутреннее пространство между защитной оболочкой и разрушенной железобетонной конструкцией замоноличивается с установкой в верхней части специальной гидропробки, препятствующей подсосу грунтовой влаги. Благодаря учету агрессивности грунтовых условий в месте проведения ремонта железобетонной конструкции, создается возможность рассчитать долговечность защитной оболочки на требуемый срок службы ЭУ. Расчеты показывают, что для средней полосы России стальная оболочка толщиной 2,5 мм может обеспечить срок службы отремонтированной железобетонной конструкции не менее 25-30 лет. При этом удельная стоимость ремонта обычного фундамента с оголовником 40х40 см за этот срок службы составит не более 1 тыс. руб. в год, что, как минимум, в два раза ниже удельной стоимости традиционных методов ремонта.
Метод запатентован, а его практическая реализация освоена.
Преимущества протекторного метода ремонта:
⦁ Повышает несущую способность фундамента в 1,5 – 2 раза и позволяет защитить его от дальнейшего механического разрушения;
⦁ Устраняет фильтрацию грунтовой влаги через бетон, а, следовательно, ограничивает накопление агрессивных солей внутри бетона и тем самым снижает вероятность коррозии бетона и арматуры;
⦁ Восстанавливает технические характеристики железобетонных конструкций на срок от 30 до 50 лет;
⦁ Использование подземной части защитной оболочки в качестве заземлителя приводит к снижению сопротивления растеканию тока с фундамента опоры на 50-70%
2014 - 2023 Все права защищены.
Копирование материалов только с разрешения автора или с наличием обратной индексируемой ссылки на источник Sibenergo diagnostics